В этом году нашему техникуму исполнилось 70 лет. Это первое профессиональное учебное заведение Воркуты. За эти годы подготовлено около 20 тысяч специалистов! Сейчас в техникуме готовят рабочую смену для предприятий города по 12 специальностям. Среди них и традиционные, такие как подземный электрослесарь и автомеханик, так и современные – сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ.


Мы живем в современном, красивом городе. За свою недолгую, трудную историю он быстро превратился в важнейший промышленный центр страны, и сейчас это главная угольная база Заполярья. Славу и гордость нашему северному городу принес «хлеб промышленности» - уголь, а вернее, те, кто его добывает.
Добычей угля в нашем городе занимается угольная компания «Воркутауголь». Но «Воркутауголь» - это не только шахты и шахтеры, это множество других служб и подразделений, без которых невозможна деятельность ни одной шахты.


В 20-е годы, когда только начинала создаваться крупная промышленность в нашей стране, самым актуальным стал лозунг «Кадры решают все». Этот лозунг актуален и в наши дни. Процветание любого предприятия, а в особенности такого сложного как современная шахта зависит, в первую очередь, от профессионализма его работников, а так же подготовки, знаний, умений и навыков. Поэтому большую роль в развитии и объединении компании «Воркутауголь» играли и играют учебные заведения города, которые занимались и продолжают заниматься подготовкой специалистов для угольной отрасли. Первым учебным заведением, которое стало готовить специалистов для угольной промышленности в Воркуте - Техническое училище. Оно было создано в нашем городе в самое трудное для страны время, в годы Великой Отечественной войны.


Ремесленное училище № 3 (впоследствии ГПТУ - 3) было одним из первых в Коми АССР. Его создание стало следствием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах», который предусматривал «подготовку трудовых резервов путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения». Та система рабфаков и малочисленных школ ФЗО, которая существовала с 1920 года уже не покрывала имеющийся дефицит в квалифицированных рабочих. Необходимо было создать новую систему профессиональной подготовки. Для Коми края особый упор необходимо было сделать на подготовку кадров для добывающей промышленности, которая должна будет заниматься разработкой природных богатств Коми. Результатом Указа стало спешное создание в Коми республике сети ремесленных училищ, которые уже с 27 ноября 1940 года должны были начать прием учащихся.


История нашего техникума тесно связана с социально-экономическим, политическим и культурным развитием всего нашего общества, с развитием угольной отрасли в целом и объединения «Воркутауголь» в частности, с историей развития всего Коми края и нашего города.


В своем развитии техникум прошел несколько этапов.
Переходы с одного этапа развития на другой нашли своеобразное отражение в переименованиях училища: 1943 г. - Ремесленное училище № 3;
1958 г. - Горное профессионально-техническое училище № 3; 1968 г. - Городское среднее профессионально-техническое училище № 3; 1992 г. – Технический лицей № 3; 1997 г. - Профессиональный лицей № 3; 2011 г. – Воркутинский политехнический техникум. Сегодня техникум ведет подготовку специалистов начального профессионального образования по многим профессиям: парикмахер-стилист, менеджер в общественном питании, специалист по компьютерным сетям и другие.


1-2 стенд. История учебного заведения начинается с 1940 года, когда в поселке Ухта создается ремесленное училище № 3 (нефтяников). Уже в июле 1943 года состоялся первый выпуск - 190 человек. Квалифицированными кадрами обеспечивалась не только нефтешахта, но и многие другие предприятия Коми АССР. В августе 1943 года был издан приказ Управления трудовых резервов Коми АССР «О передаче части штата работников и материальных ценностей Ухтинского ремесленного училища № 3 (нефтяников) в Воркуту. 3 сентября 1943 года был издан приказ № 1 по Воркутинскому ремесленному училищу № 3, в котором говорилось: «Считать организованным Воркутинское ремесленное училище № 3 каменноугольной промышленности».


3 стенд. Период Великой Отечественной войны был особым этапом для всей страны в целом и в частности для Воркуты и РУ № 3. Одной из главных задач всех тружеников тыла в годы войны была добыча угля. Оккупация Донецкого угольного бассейна возложила на только еще формирующуюся угольную промышленность Коми АССР всю тяжесть снабжения Северного и Северо-Западного регионов, СССР стратегическим сырьем. Особенно возросла роль Воркуты как «северной кочегарки» после выпуска в эксплуатацию железнодорожной магистрали Котлас-Воркута, соединившей Воркуту с важнейшими промышленными центрами северо-запада. Это событие дало мощный толчок развитию каменноугольной промышленности, что выразилось, прежде всего, в закладке новых шахт. Так если до 1941 года в Воркуте было построено только 3 шахты, то годы войны были заложены и дали на-гора уголь еще 6 шахт. По мере строительства и ввода в эксплуатацию новых шахт остро возникает вопрос и о подготовке специалистов горного дела. Создание ремесленного училища должно было разрешить эту проблему.


Первые учащиеся в количестве 147 человек были переведены из Ухты. Мастерами производственного обучения и преподавателями работали 23 человека из Ухты, 13 человек, включая обслуживающий персонал, из Воркутинской школы ФЗО № 6. Директором училища был назначен Лемзаков Пантейлемон Иванович. По воспоминаниям выпускников училища «... это был воспитатель «макаренского» типа. Он пользовался неограниченным авторитетом среди учащихся». Лемзаков возглавлял училище до 1949 года. Первыми мастерами производственного обучения были: Гущин Е.А., Яковлев И.М., Горшенин С.А., Сердитов В.И., Хорошавин Г.Н., Крауклис В.А. и другие. Многие из них посвятили училищу не один десяток лет.


Обучение в РУ-3 с самого начала было двухгодичным. Ежегодный набор - 120 человек. Набирали в основном 16-18 летних подростков. В разные годы в первое десятилетие существования училища в нем обучалось от 230 до 270 человек.
В связи с военным временем зачисление в училище проводилось путем мобилизации молодежи. Учеба тоже была в то время линией фронта. По большому счету, на личное желание молодого человека внимания не обращали. Это приводило иногда к самовольному уходу из училища, что считалось своего рода «дезертирством», и по каждому такому случаю возбуждалось уголовное дело. По сравнению с другими училищами, в РУ-3 самовольных уходов и бросания училища было мало: один-два раза в год, а в других училищах Коми АССР эта цифра доходила до 30 случаев в год. После войны мобилизации были заменены призывами, то есть фактически скрытой формой мобилизации. Уголовная ответственность за необоснованный уход из училища сохранилась. Такая система существовала до 1955 года.


С первых дней существования училища довольно большое место в подготовке учащихся стало уделяться теоретическому обучению. Это было связано с тем, что по мере роста Печорского угольного бассейна и внедрения в производство новой техники, возникла необходимость более тщательной и углубленной подготовки рабочих кадров. Это поставило на первый план и задачу создания материально-технической базы. Это» и учебные корпуса, и мастерские, и общежитие. Строительство шло параллельно с учебным процессом. Активное участие в нем принимали сами учащиеся, в первую очередь заинтересованные в его скорейшем окончании. В 1945 году уже действовали 3 учебных класса, 4 цеха: 2 слесарных, механической и горной механизации. Училище готовило специализированных рабочих для шахт и завода, комбината «Воркутстрой», для транспорта, связи по 5 специальностям: токари-универсалы, кузнецы, слесари по ремонту заводского оборудования, электрики, газосварщики. Все обучающиеся с первых дней обучения работали на производстве в шахтах. Особенностью работы училища в военное и первые послевоенные годы было то, что вместе с юношами овладевали тяжелыми мужскими профессиями и девушки. Таково было время - мужчин не хватало. Девушки показали себя в это тяжелое время с самой лучшей стороны. Многие наравне с мужчинами работали в шахтах и показывали образцы высокой производительности. Примером для остальных являлись и члены комсомольской организации училища. Именно они в первую очередь были инициаторами помощи фронту: осуществляли сверхплановую добычу и отгрузку угля, различные погрузочные работы, сбор денег в фонд обороны, отправку писем и посылок на фронт.


11 декабря 1943 года газета «За новый Север» сообщила: «Юные горняки - учащиеся Воркутинского ремесленного училища ... взяли на себя социалистическое обязательство дать сверх учебно-производственного плана один эшелон угля в подарок городу герою Ленинграду. Слова юных горняков не разошлись с делом. Эшелон угля поднят нагора ко Дню Конституции - 5 декабря. Коллектив взял новое обязательство - к годовщине Красной Армии дать еще один эшелон угля...»


Славилось училище и своими спортсменами. В 1945 году за высокие спортивные достижения спортсменам РУ - 3 было вручено знамя Центрального совета ДСО «Трудовые резервы». Одна из спортсменок училища даже принимала участие в параде физкультурников на Красной площади в 1947 году.


Великая отечественная война закончилась. И перед страной встала новая задача - восстановить разрушенное хозяйство. И снова актуальным становится вопрос об улучшении подготовки кадров, в том числе и угольной промышленности.


Условием для повышения качественного состава учащихся училища стал переход в 1949 году к всеобщему семилетнему образованию.! Если в военные и послевоенные годы комплектование училища шло без установления какого-либо уровня образования, то уже в 1950 году для поступающих был установлен минимальный уровень знаний - не ниже 4 классов. В 1950 году - в числе принятых в училище имели за плечами 7 классов 153 учащихся (63%), у остальных 4-6 летнее образование, а в 1959 году - 57 (45%) учащихся имели среднее образование, остальные неполное среднее образование 7-9 классов. Этот показатель был намного выше, чем в целом по стране.
В связи с переходом к всеобщему среднему образованию начинают изменяться учебные планы. Значительное место в них стало отводиться на теоретическую подготовку и политическое воспитание, хотя и производственное обучение продолжает оставаться важнейшей частью работы училища.


С 1955 года начинает меняться порядок комплектования учащихся -система мобилизации (призывов) была заменена приемом молодежи на добровольных началах, что способствовало улучшению отбора учащихся. Особенностью РУ-3 в это время становится то, что в нем обучение продолжалось 2 года, в то время как в других училищах системы профтехобразования, или как тогда говорили - Трудовых резервов, обучение ограничивалось 6-9 месячными курсами. За первые 10 лет существования училища из его стен вышло 1100 специалистов. Его выпускники работали не только на шахтах Воркуты, но и в других угольных регионах страны. Уровень подготовки специалистов был достаточно высокий. Многим из них доверялось внедрение новой техники и технологий в производстве угледобычи. В 1958 году в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ за освоение тяжелых врубовых машин были занесены выпускники училища: Воружин ГС. и Абдурахимов М.И. Последний возглавлял первую комсомольско-молодежную бригаду на шахте «Капитальная», руководил участком, где осваивался новый комбайн «Донбасс».
Выпускником училища 1951 года был и машинист выемочного комбайна шахты № 1 Дмитрий Тимофеевич Филиппов, ставший одним из первых Героев Социалистического труда в г. Воркуте. Он, как и многие, приехал в Воркуту 19-летним пареньком из маленькой коми деревни. В Заполярье его привело желание стать настоящим шахтером, сильным и мужественным, добывать уголь, который будет превращаться в тепло, свет, металл. 32 года проработал Дмитрий Тимофеевич на шахте № 1. Его самоотверженная работа была высоко оценена - он полный кавалер «Шахтерской славы», награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», избран почетным гражданином Воркуты.


Одним из показателей хорошей работы училища в те годы являлись не только теоретические знания, практические умения и навыки, но и уровень идейно-воспитательной работы. Училища теперь должны были не только обучать, но и воспитывать. Невысокий уровень культурно-массовой и политико-воспитательной работы был связан не только нехваткой специалистов и пропагандистов, но и особенностью Воркуты, где большую часть населения составляли заключенные. Большинство заключенных (особенно уголовников) освобождаясь, оставались в Воркуте, превращая город в один из самых криминогенных в Коми АССР.


Переход на новый этап развития связан с очередной реформой образования в конце 50-х годов. Новый закон гласил, что теперь «советская школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук, и вместе с тем, способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества». Прямым продолжением этого курса стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием в СССР». Этот акт юридически закрепил процесс преобразования системы Трудовых Резервов в систему профтехобразования и создал условия для перехода системы профтехобразования на уровень подготовки специалистов со средним специальным образованием.


В 1957 году Воркутинское ремесленное училище № 3 было переименовано в Горно-промышленное училище № 3. С этого времени училище переходит на подготовку квалифицированных кадров, в основном для шахт комбината «Воркутауголь». Это было связано с пуском в строй и реконструкцией уже действующих шахт, что повысило их мощность в несколько раз и создало большой фронт работ для квалифицированных рабочих, выпускников училища. Шахты объединения «Воркутауголь» стали постоянными шефами училища, что позволило в довольно короткий срок обновить материально-техническую базу, оснастить современным оборудованием, что в целом способствовало главному - повышению уровня подготовки выпускников.


Подводя итог изучению истории училища в первый период с 1943 г. по 1958 г., нельзя не оценить роль училища в тяжелейшее для всей страны время Великой Отечественной войны, когда России и городу были так необходимы специалисты высокого класса в области угольно-добывающей промышленности. Именно ремесленное училище № 3 стало одним из самых важных и значимых в истории становлении всей системы профтехобразования нашего города.